Департамент потребительского рынка Ростовской области

Аналитика

Информация о состоянии и развитии
потребительского рынка Ростовской области в январе-марте 2022 года

  

В марте 2022 года инфляция на потребительском рынке Ростовской области составила 108,3 % к уровню декабря 2021 года, что на 1,7 п.п. ниже среднероссийского значения (110 %) и на 0,9 п.п. ниже среднего значения по Южному федеральному округу (109,2 %).

Продовольственные товары в марте текущего года подорожали на 10,5 % к уровню декабря 2021 года (по ЮФО рост на 10,6 %, по РФ – на 10 %).

Основным фактором продовольственной инфляции является рост цен на плодоовощную продукцию, включая картофель – 130,2 % (по ЮФО – 131,3 %, по
РФ – 128,6 %).

Рост цен на продовольственные товары без овощей, картофеля и фруктов в Ростовской области в марте текущего года к декабрю 2021 года составил 107,9 % (ЮФО – также 107,7 %, РФ – 107,4 %).

Кроме того, отмечался повышенный спрос и рост цен на продукты питания с длительным сроком хранения. В результате в марте текущего года к декабрю
2021 года сахар подорожал в 1,6 раза, соль поваренная – на 22,2 %, рис – на 16,9 %,
крупа гречневая – на 11,8 %, вермишель – на 11 %, чай – на 14,5 %, мука пшеничная – на 10,8 %.

Рост цен на товары непродовольственной группы составил 110,3 % (ЮФО –    110,9 %, РФ – 112,9 %), на услуги – 102,3 % (ЮФО – 104,3 %, РФ – 106 %).

Население активно приобретало товары длительного пользования – бытовую технику, электронику, автомобили, опасаясь, что ассортимент и доступность сильно сократятся из-за введенных санкций, ухода некоторых иностранных компаний с рынка, ослабления рубля и нарушения логистики. В марте текущего года по отношению к декабрю 2021 года рост цен на эти группы товаров составил:

электротовары и другие бытовые приборы – 130,7 %;

легковые автомобили – 119, 8 %.

По итогам января-марта 2022 года оборот розничной торговли в сопоставимых ценах составил 102,7 % к уровню аналогичного периода 2021 года. Всего населению продано через розничную торговую сеть товаров на сумму 294,3 млрд рублей.

В организованном секторе, где формируется основная масса общего объема оборота розничной торговли области (92,9 %), рост к уровню января-марта 2021 года составил 102,9 %. В то же время рост продаж на розничных рынках и ярмарках сохранился на прежнем уровне в сравнении с аналогичным периодом 2021 года         (доля в структуре формирования оборота – 7,1 % против 7,3 % в январе-марте              2021 года).

В I квартале 2022 года доля крупных и средних организаций в институциональной структуре оборота розничной торговли увеличилась до 53 % против 51,1 % годом ранее. При этом удельный вес оборота субъектов малого предпринимательства снизился на 1,6 п.п. и составил 39,9 %.

Повышенный спрос на товары длительного пользования повлиял на опережающий рост продажи непродовольственных товаров – на 5,4 %, при этом объем продаж продовольственных товаров сократился на 0,4%.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 46,3 % (продано продукции на сумму 136,1 млрд рублей), непродовольственных товаров – 53,7 % (158,2 млрд рублей).

 

По итогам I квартала 2022 года онлайн продажи выросли более чем в 1,9 раза к соответствующему периоду предыдущего года и составили 17,6 млрд рублей. Доля торговли через интернет в общем объеме оборота розничной торговли региона увеличилась до 6 % (годом ранее – 3,8 %).

Оборот общественного питания (включая деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых) в январе-марте 2022 года сложился в объеме 10,4 млрд рублей, что ниже уровня соответствующего периода 2021 года на 0,9 % в сопоставимых ценах.

Снижение связано с приостановлением в условиях санкций с середины марта текущего года работы на территории Ростовской области, как и в целом по России, крупнейшей сети ресторанов фаст-фуда «Макдоналдс».

По итогам I квартала крупными и средними организациями сформировано
34 % общего объема оборота общественного питания (3,5 млрд рублей), на долю субъектов малого предпринимательства приходилось 66 % оборота (6,9 млрд рублей).

За январь-март 2022 года жителям Ростовской области через все каналы реализации было оказано услуг бытового характера на сумму порядка
12,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 10,7 % выше уровня января-марта
2021 года. Высокие темпы роста объема бытовых услуг в определенной степени обусловлены низкой сравнительной базой января-марта 2021 года, когда отмечалось снижение показателей к аналогичному периоду 2020 года (99,1 %) на фоне действующих антиковидных ограничений.

Наиболее высокий рост объемов реализации бытовых услуг населению отмечался по следующим видам: услуги по аренде, лизингу и прокату (115,6 %), ремонт и строительство жилья и других построек (115,6 %), техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, маши и оборудования (112,6 %), услуги парикмахерских и косметические услуги (110,5 %), ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий (107,6 %),

 В структуре бытовых услуг наибольший удельный вес приходился на: услуги
по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин
и оборудования (45,2 %), услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (19,2 %), а также услуги парикмахерских (12,5 %).

Самая низкая доля в общем объеме бытовых услуг приходится на: услуги по аренде, лизингу и прокату (0,8 %), услуги по химической чистке и крашению, услуги прачечных (0,8 %), услуги по ремонту, окраске и пошиву обуви (1 %), услуги фотоателье (1,2 %), услуги по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту пошиву и вязанию трикотажных изделий (1,7 %).

В январе-феврале 2022 года в целом по виду деятельности «торговля оптовая          и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» сложился положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности крупных и средних организаций – 5,6 млрд рублей, что на 13 % превысило аналогичный показатель соответствующего периода прошлого года.

Объем убытков убыточных организаций торговли в январе-феврале 2022 года составил 0,47 млрд рублей (в январе-марте 2021 года – 0,37 млрд руб.). Удельный вес убыточных организаций торговли в общем количестве крупных и средних организаций торговли Ростовской области составил 16,2 % (годом ранее – 15 %).

Прибыль прибыльных организаций выросла на 773,1 млн рублей в сравнении с январем-февралем 2021 года и составила 6,04 млрд рублей. Доля прибыльных организаций составила 83,8 % (против 85 % годом ранее).

Среднесписочная численность работников по виду деятельности «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» за январь-февраль 2022 года увеличилась на 3,6 % в сравнении с аналогичным периодом           2021 года и составила 151,7 тыс. человек.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за январь-февраль 2022 года по виду деятельности «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» сложилась в размере порядка 35,5 тыс. рублей, что на 6,3 % выше, чем в аналогичном периоде 2021 года.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения